Несмотря на то, что аутизм – это нарушение развития, которое остается у человека на всю жизнь, было бы безответственно утверждать, что больные аутизмом не могут быть интегрированы в общество, или обратное,- что каждый из них может быть успешно интегрирован. Всякое действие в этом направлении должно способствовать такому структурированию его жизненной и жилищной ситуации, которое в конечном счете, приведет к его социальной интеграции. Самоощущение каждого отдельно взятого человека зависит от того, наполнена ли смыслом его жизнь в обществе, от уважения к его личности, от предоставления ему возможности раскрыть и проявить себя соответственно своим способностям.
Семья
Для семьи могут быть очень обременительны последствия нарушения у аутистов способности к обработке информации. В качестве примеров проявления этих нарушений можно назвать бурное сопротивление переменам, вспышки ярости или агрессии, которые возникают часто без видимых причин, двигательное беспокойство, позднее засыпание, раннее пробуждение, аткивное бодрствование по ночам и по мере развития речи- постоянное раздражающее повторение ребенком одного и того же вопроса, фразы, невыполнимых требований- и все это изо дня в день, месяцами и годами. Родители, а также братья, сестры больных аутизмом должны уметь справляться со многими необычными ситуациями. Часто аутистическое расстройство перечеркивает все планы, надежды и ожидания семьи, что может привести к взаимным упрекам, размолвкам и отсутствию понимания со стороны окружающих.
Трудности, возникающие в воспитании ребенка- аутиста, необычные и их непросто преодолеть, поэтому педагогические приемы значительно отличаются от используемых не только для здоровых детей, но и для детей с другого вида расстройствами. Обычные методы воспитания, которые в общем и целом приемлемы и действенны для большинства детей, здесь чатсо неэффективны.
Родители должны тщательно изучать лучшие приемы и методики воспитания ребенка-аутиста. Но как правило они это делают в одиночку. Приспособление к режиму и правилам повседневной жизни, у обычного ребенка происходящее без усилий, как нечто само собой разумеющееся, у ребенка-аутиста часто связано с трудностями, которые кажутся непреодолимыми. Причем у каждого ребенка эти проблемы проявляются по-разному.
Соседи и близкое окружение
Родители ребенка- аутиста испытывают дополнительное давление со стороны соседей и ближайшего окружения в том случае, если «невоспитанное поведение» ребенка ошибочно истолковывается как неспособность родителей его воспитать.
Сталкиваясь с проблемами поведения ребенка-аутиста, окружающие воспринимают их с испугом и непонимаем, часто упрекая в таком поведении родителей. А для родителей было бы значительным облегчением, если бы окружающие расценивали «неправильное поведение» их ребенка не как следствие плохого воспитания, а как трудно корректируемые особенности, связанные с аутизмом.
Окружающим следует понимать, что полностью искоренить все странные привычки и преодолеть невоспитанность ребенка-аутиста невозможно, однако в определенных ситуациях необходимо занимать максимально требовательную позицию.