Взгляд на благотворительность в свете католического социального учения помогает справиться с распространенными в обществе функциональными мифами на эту тему. Право на частную собственность считается первым из всех прав (Mиф первый). В связи с этим считается, что благотворительная деятельность является выражением благодати через благотворителя (Миф второй) или любви к другим (Миф третий).
Католическое социальное учение предлагает совершенно иной подход. Давайте шаг за шагом проследим, как оно хочет превратить мышление современных людей, опирающееся на вредные стереотипы.
Миф первый: мой доход принадлежит только мне
Отправной точкой для католической социальной рефлексии является принцип универсального назначения добра. В одном из наиболее важных документов Второго Ватиканского Собора, конституции Gaudium et spes, отцы Собора пришли к убеждению, что "Бог назначил землю со всем, что она содержит, для использования всех народов и наций, так, чтобы созданное добро доходило ко всем в хорошем количестве - в духе справедливости, которая соединяется с любовью "[1]. Такая отправная точка показывает, что право общего использования благ должна быть признана первым в отношении права собственности. Иными словами, "право собственности находится на службе реализации права каждого человека на использование добра".
Так что право собственности не является абсолютным и неприкосновенным, как отметил в своей социальной энциклике Иоанн Павел II: "Христианская традиция никогда не поддерживала это право как абсолютное и неприкосновенное. Она всегда понимала его в более широком контексте общего права всех для использования благ творений: право на частную собственность как подчиненное праву общего пользования, универсальному назначению благ "[2]. Церковь, конечно, поддерживает индивидуальное владение, но не соглашается на то, чтобы право на частную собственность - производное по отношению к повседневной назначения благ - рассматривалось как абсолютное.
Таким образом, не споря с законом о собственности, и даже утверждая его, католическое социальное учение на первое место ставит правило урегулирования имущества, которому служат обязанности, определенные для владельцев. "Нужно оттолкнуть, - говорит автор книги Католического Социального Учения, - либеральную концепцию собственности, в соответствии с которой человек может иметь преимущества, которые являются его собственностью, в совершенно неограниченном и свободном количестве, свободной от любых обязательств" [3]. Среди различных обязанностей частного владения собственник морально обязан передать избыточный доход для законных потребностей (жизненных и связанных с потребностями государства) на общегосударственные цели.
Уже Пий XI утверждал, что "свободные доходы - это те, которые не являются необходимыми для достойной и красивой жизни, и они не могут быть в свободном распоряжении собственника. Наоборот, богатые люди в строгом порядке обязаны проявлять милосердие, благотворительность и щедрость. Об этом постоянно говорит Священное Писание и отцы Церкви очень четкими словами "[4]. Поэтому, когда современный мир хотел бы оставить свободной руку предпринимателя, Церковь считает, что даже свободные доходы не принадлежат владельцу, потому что он подпадает обязательством со стороны других людей.
Миф второй: благотворительность – это снисхождение, а не обязанность
Бог назначил землю всем людям для их существования, и этот факт является основой универсального назначения благ земли. Таким образом, частная собственность должна быть подчинена универсальному назначению благ и праву на общее их использование. Природу человеческой собственности "лучше всего описывает понятие владычество, мандат Бога" [5], потому что абсолютная собственность принадлежит только к Богу. Собственник является властелином как Божественному мандата, так и с мандата общественного блага. По Католическому Социальногму учению, предприниматели должны помнить, что они распоряжаются благами, предназначенными для универсального использования, которые должны приносить пользу не только им, но и обществу.
Забота о других будет совершена различными способами: через создание рабочих мест, предоставление товаров и услуг, необходимых для представителей общественности, а также через благотворительность. Хотя последняя и не относится к основным обязанностям предпринимателя, а только является одной из многих проявлений заботы об общем благе: она позволяет удовлетворить потребности других людей и поддерживает те социально значимые дела, которые сами по себе являются некоммерческими. Авторы соборного документа, ссылаясь на отцов и учителей Церкви, напоминают, что "люди обязаны помогать бедным, и это не только из того, что у них лишнее (...) Священный Собор призывает всех, как лиц, так и власть имущих, чтобы помнили о том, что говорят отцы: "Накорми умирающего от голода, потому что если не накормил его, то убил" - и действительно делились в меру своих возможностей ".
Иоанн Павел II напомнил, что Церковь защищает право на частную собственность и одновременно говорит, что затрудняет ее "социальная ипотека", или принимается как ее внутренняя свойство социальной функции, которая имеет основу и обоснование именно по принципу универсального назначения товаров "[7]. С этой точки зрения, очевидно ущерб современного мифа, которым является благотворительность, которая рассматривается не как общественный долг, который владелец несет в отношении членов общества, но как снисхождение, которое он может и не проявлять.
Миф третий: благотворительность - это знак любви
Понимание первого и второго мифа относительно легко позволяет читателю понять и третий стереотип, который благотворительность связывает с любовью к другим. Не надо обвинять донора в ее отсутствии, но сначала нужно спросить, благотворительность является не только выражением социальной справедливости, но и простой выплатой "социальной ипотеки".
Еще святой Григорий Великий отмечал, что "если мы даем бедным необходимые вещи, мы не делаем личной жертвы для них, но мы даем им то, что принадлежит им, уплачиваем долг справедливости, а не делаем благотворительность" [8]. Отцы Второго Ватиканского Собора также подчеркивали, что "сначала нужно удовлетворить требования справедливости, чтобы не жертвовать в качестве даров любви то, что и так полагается по справедливости" [9]. Еще точнее эту правду формулируют авторы Катехизиса Католической Церкви, которые к вышеуказанным словам добавляют наставление св. Иоанна Златоуста (Хризостома): «Не допускание бедных к участию в их собственных благах означает воровство и изъятие жизни. Наши преимущества, которые мы имеем - они принадлежат к бедным "[10].
Исходя из этого, можно сказать, что благотворительность является обязанностью в соответствии с правилами справедливости, или, другими словами, пренебрежение благотворительности может быть воспринято как несправедливость или даже деятельность против других членов общества (кража, убийство).
***
Католическое социальное учение позволяет бороться с популярными в обществе мифами, которые существуют в области благотворительности. Получается, что перед законом о частной собственности стоит принцип универсального назначения товаров, и, следовательно, благотворительность не является выражением благодати, но долгом справедливости. И только тогда связано с любовью, если она превышает уровень справедливости.