О том, как и зачем давать милостыню, рассуждаем, читая отрывок из книги «В общении с Богом. Молитвенные размышления на каждый день» испанского католического священника и богослова Франсиско Карвахала.
Литургия слова святой Мессы показывает нам двух великодушных женщин, заслуживших одобрение Господа. Первое чтение [3 Цар 17,10-16] рассказывает о том, как пророк Илия попросил вдову из города Сарепты Сидонской накормить его. Все это происходило в дни засухи и голода, тем не менее жительница Сарепты поделилась с пророком всем, что у нее осталось, вплоть до последней пригоршни муки. За это пророк Божий дал ей следующее обещание: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. Так и произошло. Об этом случае позднее вспомнил Иисус [Ср. Лк 4,25].
Евангелие являет нам Господа, сидящим вблизи сокровищницы, в которую опускали пожертвования на содержание Храма [Мк 12,41-44]. Иисус наблюдал, как приходящие в Храм делали свои взносы. Многие богатые клали много. Тем временем некая бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Лепта – это маленькая монетка незначительного достоинства, однако в глазах Иисуса ее стоимость весьма велика. Когда вдова ушла, Он призвал Своих учеников и сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое. Иисуса привлекли в женщине ее великодушие, ее щедрость в пожертвованиях на нужды Храма, ее благородство и чистота ее сердца. Женщина отдала то, в чем сама крайне нуждалась. Для Господа важнее расположение души, которым вдохновлено действие, нежели само действие. Он взирает не на размер пожертвования, а на то чувство, с каким его приносят [Св. Иоанн Златоуст, Проповеди на Послание Святого Апостола Павла к Евреям, 1].
Отдавать не только излишнее, но и необходимое – вот дело милосердия, весьма угодное Господу. Господь непременно вознаградит его. Дом милосердия никогда не впадет в нищету, [Св. Иоанн М. Вианней, Проповедь о милостыне.] – часто повторял святой Иоанн Мария Вианней. Ежедневно подавать милостыню – значит упражняться во многих добродетелях и снискать благоволение Господа. Можно утверждать, что милостыня – это венец прочих добродетелей. Ее настойчиво рекомендует нам Священное Писание: Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу; ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды, ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит ее пред Всевышним, – читаем мы в Книге Товита [Тов 4,8-11]. Тот, кто не понимает этой своей обязанности или отказывается от ее исполнения, рискует уподобиться безумному богачу из притчи о богаче и Лазаре[1006 - Лк 16,19-31] и разделить его печальную судьбу. Этот человек был слишком занят собой и привязан к своему богатству, чтобы заметить рядом нищего Лазаря, которого Бог специально поместил на его жизненном пути, в надежде, что богач все-таки подаст милостыню.
В каком же хорошем настроении вернулась домой та женщина, которая решилась отдать на содержание Храма все, чем располагала! А как была она удивлена, когда, по окончании своего земного пути, увидела на лице Иисуса одобрительную улыбку! Оказывается Господь прекрасно помнит тот знаменательный день, в который она принесла свою жертву! Это и неудивительно: ведь Бог наблюдает за нами постоянно.
Милостыня – это плод милостивого сердца, желающего хоть в чем-то облегчить судьбу нуждающихся, хоть в чем-то помочь им, в том числе, оказывая финансовую поддержку благотворительным инициативам церковной общины. Дела милосердия освобождают нас и помогают нам глубже проникнуть в намерения Божии. Таким образом мы учимся быть великодушными по отношению к Богу и ближним, становимся более активными и инициативными в поисках материальных средств, склонными без остатка посвятить самих себя делу помощи нуждающимся. Истинное бескорыстие – это щедрость перед Богом и перед братьями своими. Надо действовать, искать возможности, тратить себя, помогая тем, кто нуждается в помощи, ибо не может христианин удовлетвориться только работой, только обеспечением себя и своей семьи. Величие собственного сердца побуждает его подставить плечо, чтобы поддержать нуждающихся в поддержке из милосердия и по справедливости [Св. Х. Эскрива, Ближние Господа, 126].
Первые христиане доказывали свою любовь к ближним, проявляя ревностную заботу о материальных нуждах своих братьев. В Деяниях Апостолов и Посланиях апостола Павла содержатся конкретные указания, как именно следует творить дела милосердия. Там подсказан даже конкретный метод оказания помощи: В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние [1 Кор 16,2], – пишет Павел христианам Коринфа. Первые христиане делились не только тем, что у них было в избытке. Во многих случаях они – как, например, общины Македонии – сами находились в трудном материальном положении. Однако Апостол не может ими нахвалиться, ибо Македонские Церкви среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым [2 Кор 8,2-4]. Они не только собрали щедрые пожертвования в пользу христиан Иерусалима, но отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией [2 Кор 8,5]. Здесь Апостол народов, вероятно, имеет в виду великодушное посвящение своих ближайших сотрудников делу евангелизации.
Комментируя только что процитированный отрывок, Святой Фома Аквинский замечает: порядок пожертвования должен быть следующим: прежде всего, человек должен быть угоден Богу, ибо, если он Богу не угоден, его дары не будут приняты [Св. Фома Аквинский, Комментарий на 2-е Послание апостола Павла к Коринфянам, 2, 5]. Милостыня, какую бы форму она не принимала, свидетельствует о нашей любви к Господу и самоотверженном посвящении Ему. Как раз любовь и посвящение должны вдохновлять наши дела милосердия и им предшествовать. Степень личной щедрости и личного посвящения зависит не от размеров принадлежащего нам имущества, а от переполняющей нашу душу любви к Богу. Наше смиренное пожертвование само по себе может быть очень малым – как капли елея вдовы из Сарепты Сидонской или лепта Евангельской бедной вдовы – однако, будучи соединено с Жертвоприношением Иисуса, оно благосклонно принимается Богом [Иоанн Павел II, Проповедь, 7.XI.1982].
Милостыня, подаваемая бедным, – это свидетельство братской любви, а также – акт справедливости, угодный Богу [Катехизис Католической Церкви, 2462]. Милостыня способна снискать благоволение Божие и приносит обильный плод: она исцеляет душевные раны, причиненные грехами, она – щит надежды, щит веры, лекарство от греха; она доступна любому, кто хочет ее творить, она и значима, и легка одновременно, она не сопряжена со страхом преследований; она – венец мира, истинный и величайший дар Божий, столь нужный немощным и прославляющий сильных. Ее посредством христианин стяжает благодать Духа, получает прощение от Христа-Судии, а Самого Бога делает своим поручителем [Св. Киприан, О добрых делах и милостыне, 27]. Милостыню следует подавать, будучи в соответствующем расположении духа, в присутствии Божием, подобно вдове из Евангельского чтения проявляя бескорыстие, делясь и теми благами, которые очень нужны нам самим, но другим – еще нужнее, избегая скупости и скаредности перед теми, кто так великодушно отдает вам все что имеет, чуть ли не жертвуя собою. Подумайте, дорого ли вам обходится быть христианами – даже в пересчете на деньги? [Св. Х. Эскрива, Ближние Господа, 126].
Милостыню следует подавать от всего сердца, сердца, переполненного любовью к Богу и ближнему. Вот почему то состояние души, в котором мы подаем милостыню, важнее, чем ее материальная ценность. Речь идет о любви, радости и великодушии в делах милосердия. Даже если мы не располагаем значительными средствами, к нам все же можно будет отнести слова апостола Павла из сегодняшней Литургии часов: нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем [2 Кор 6,10]. Нельзя подавать милостыню “через силу”, лишь “по обязанности”, ибо доброхотно дающего любит Бог [2 Кор 9,7].
И Бог обильно вознаградит нас за щедрость. Все, что было отдано нами – время, душевные силы, деньги, – вернется к нам с избытком. При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет [2 Кор 9,6]. Господь приумножил скромный дар вдовы пророку Илии, Он приумножил хлеб и рыбу, которые предусмотрительно запасшийся ими мальчик отдал Иисусу… Вот что говорит Господь твой: ты отдал мало, а получишь много; ты отдал Мне блага земные, а Я верну их тебе в виде благ небесных; ты отдал Мне блага преходящие, а получишь вечные [Св. Августин, Проповедь 38, 8]. А Святая Тереза таким образом выражает ту же истину: Уже в этой жизни Он в Своем Божественном Величии вознаграждает меня так, что сладость вознаграждения может постичь лишь тот, кто сам его вкусил [Св. Тереза Авильская, Книга жизни, 4, 2].
Попросим же Пресвятую Богородицу о даре великодушия, об умении делиться и посвящать себя, о готовности предоставить свое время, силы, имущество делу помощи ближним и реализации апостольских начинаний. И тогда Господь благосклонно взглянет на нас с небес, как когда-то взглянул на бедную вдову, ранним утром подошедшую к сокровищнице Храма.
По материалам katolik-gomel.by