Нет ничего более прекрасного, чем милосердие. И хотя сущностью совершенства является любовь Бога, она была бы невозможной без любви к ближнему, и именно поэтому апостол Иоанн назвал мошенником того, кто говорит, что любит Бога, но не проявляет милосердия к ближнему.
Милосердие является связью братства между народами, чуткую мать, спасающую всех, кто страдает. Она есть образ Божьего провидения, потому что видит и реагирует на потребности каждого; но в первую очередь она является отражением Божьего милосердия, как сказал Спаситель: "Будьте милосердными, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6:36). Мы должны понимать, что выражение милосердия является не только желательным, но принадлежит к строгой обязанности каждого христианина.
Многие люди имеют неправильное представление о милосердии. Они думают, что их милосердные поступки зависят только от их собственной доброй воли и доброго сердца. Но на самом деле все выглядит совсем иначе. Милосердие является не только советом, который можно выполнять или отбросить без греха, но незыблемым законом и долгом каждого человека.
Никто не может отказаться от выполнения такого закона. Это следует из Священного Писания, из голоса разума и из отношений нашего братства.
Уже в Ветхом Завете добродетель милосердия являлось строгим долгом для всех. Мы читаем в книгах Моисея: "Я повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, перед бедным и нищим на земле твоей".
Еще в большей степени обязанность милосердия возлагает на нас Спаситель. Описывая Страшный Суд, Он вкладывает в уста Судьи следующие слова: "отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его!" (Мф 25:41). Невольно мы хотим спросить у Господа: почему Он отталкивает их навсегда? Были ли они злыми, безбожниками, убийцами, нечистыми? Может быть, но Судья не в этом их обвиняет. Единственная причина, которая упоминается - отсутствие поступков милосердия по отношению к ближним: "ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; был истомившимся, и вы не напоили Меня; Я был гостем, и не приняли Меня; был наг, и вы не одели Меня; был болен и в темнице, и вы не посетили Меня ... истинно говорю вам: что вы не сделали это одному из сих меньших, того и Мне не сделали ". (Мф 25,42-45).
После этих слов Иисуса не нужно доказывать, что милосердие является долгом, потому что Бог не может справедливо наказать за то, чего не приказывал. Добродетель милосердия, без сомнения, является заповедью, когда же за ее пренебрежение Спаситель грозит осуждением.
Природный голос разума также призывает нас к свидетельству милосердия. Все блага не являющиеся нашей собственностью в строгом смысле этого слова, но принадлежат к Богу, который в своей бесконечной мудрости распределяет их не в равной степени, но словно сдает их нам в аренду, чтобы мы, пользуясь, платили Ему дань.
Отдавая Богу жертву из части наших благ, мы согласовываем поступки с нашим совестью. Бог эти права, которые имеет относительно наших владений, переводит на бедных, которые якобы являются Его заместителями на земле и теми, в чьи руки мы платим дань, должную Богу.
Из этого мы можем сделать вывод, какое преступление делает богатый человек, если не делится с бедным. Это неблагодарный человек, несправедливо сохраняет то, что принадлежит нуждающимся. "Послушайте вы, богатые: плачьте над бедами, которые на вас. Богатство ваше пропало, и одежды ваши поточил моль. Золото ваше и серебро поржавело, и ржавчина их засвидетельствовала против вас и съела плоть вашу, как огонь: вы накопили себе сокровище на остальные дни. "(Как 5,1-3).
Наконец, к милосердию в отношении к ближним призывает братство, которое есть между нами. Все потому, что мы являемся одной семьей. Все мы являемся детьми Творца и по праву называем Его отцом. Все мы искупленные Кровью Иисуса и предназначенные к общему вечному счастью.
Особенно объединяет вера и принадлежность к Матери во главе с одним Пастырем. Поэтому Спаситель так настойчиво говорил нам о братстве, и перед Страданиями своими молился: "Отче Святой, во имя Твое сохрани тех, которых Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. (...) Да будут все едино, как Ты , Отче, во Мне, и я в Тебе, чтобы и они были в Нас. " (Ин 17:11 и 21).
По материалам ксендза- доктора Михаила Сопотько
Материал сайта http://grodnensis.by