Интервью с Валерией Омелюсик, автором сайта для подростков www.teenjob.by, потенциальным тренером Проекта YES!

- Валерия, Вас как будущего тренера в нашей команде Проекта YES! представила Наталья Глуховченко, национальный координатор нашего проекта. Давайте познакомимся, расскажите, пожалуйста, о себе, о том, чем Вы занимаетесь?

- Я закончила университет специалистом по социальной работе и управлению проектами, т.е. мой профиль «Социальные проекты» и на последнем курсе я задумала сайт для подростков www.teenjob.by, на котором можно разместить возможности для волонтёрской деятельности, стажировки или неформальных мероприятий, информации о подработке для подростков.

Это такое место, где они могут находить для себя различные активности и пробовать свои способности, развиваться и более по-взрослому взаимодействовать с миром, набираться опыта. На сайте может разместить возможности любая зарегистрированная организация или инициатива, но teenjob.by также наполняется и нами. Мы не зарегистрированы – у нас инициатива. Помогает в этом несколько человек: кто-то ищет возможности, мониторит, кто-то добавляет информацию на сайт, я модерирую объявления, публикую в телеграм-канал. Сейчас тяжело найти стажировки в наших компаниях, тем более с началом пандемии. Мы запустили проект 5 октября 2019 года и, пока развивались, уже начались сложности из-за удаленной работы и сокращений. Хотя была стажировка в МТБанке для двух человек, один из которых – 14-летний подросток. Стажировка для подростков – как волонтёрство, смысл в том, что ты идёшь что-то пробовать для того, чтобы приобрести навыки по определенной профессии, посмотреть, как это работает. Это не 8-часовой рабочий день, это гибкое занятие в свободное время. Также на сайте мы размещали информацию о волонтёрстве. 15-16-летние ребята ездили на неделю в лагерь от детского хосписа помогать людям с ограниченными возможностями. Делаем максимальный фокус мероприятий, которые появляются на сайте, на полезность. Чтобы это было связано либо с английским языком, либо с тем, чтобы попробовать какую-либо профессию, научиться чему-то актуальному. Так, например, периодически организуются 3-дневные марафоны по программированию, по маркетингу, по бизнес-анализу и т.п. 

 

- Если я правильно поняла, функционирование сайта направлено на то, чтобы подростки смогли попробовать и оценить перспективы будущей профессии. Это своеобразное проведение профориентационной работы? 

- Выбор профессии – это лишь ещё один выбор, но очень важный и первый по-настоящему самостоятельный. Считается и я поддерживаю, что если подросток научился в школе выбирать себе предметы для изучения и в принципе выбирать любые другие активности, со временем он будет понимать, что ему более интересно, близко, в чём он больше ориентируется и, соответственно, так же выберет и профессию, как делал прошлые выборы. Основное – это учиться прислушиваться к себе и делать самостоятельный выбор. Если профориентацию рассматривать как познавание про профессии, правда, это сейчас устаревает на самом деле, потому что, правда, профессии меняются, их очень много, они разные  и больше скорее нужно опираться на себя, на понимание того, что ты из себя представляешь, какие у тебя плюсы и минусы, слабые и сильные стороны, к чему ты хочешь стремиться. Но если всё-таки рассматривать профориентацию как просмотр и выбор существующих профессий – стажировки или волонтёрство точно подойдут, к тому же ты и сам выбираешь, в чем тебе хотелось бы поучаствовать, берешь на себя ответственность, никто не заставляет. Полезно пройти как минимум недельную стажировку, чтобы посмотреть, что это за специальность, что происходит, чем ты будешь заниматься. Такой подход есть в Швеции, у них это поддержано на государственном уровне. С 9 класса подростки ищут себе место, где можно постажироваться, они неделю ходят на работу вместо школы, затем пишут неформальный отчёт. Если у них не получается найти место для знакомства со своей будущей профессией, то школа помогает в его поиске. 

- По результатам мониторинга и оценки среднего образования Беларуси 2020 Вы определили, что есть потребность в повышении профориентирующей роли школ. Какие из форм профориентационной деятельности могут быть самыми эффективными?

- Очень помогает общение с профориентологом, по сути, это тоже опыт Швеции. У них кроме психолога в школе работает 1-2 профориентолога, которые занимаются конкретно с детьми. Они проводят тренинги, в игровой форме апробируют профессии, раскрывают их суть, чтобы немножко приземлять и, не было разочарования в профессии уже после её выбора, а также нереалистичных представлений о ней. С каждым подростком проводится индивидуальная работа. Там это принято, считается правильным выбирать профессию так, чтобы потом серьёзно хотеть в ней работать, в ней развиваться, ведь, по сути, в шведском обществе странным считается, если ты вдруг решил выбрать другую профессию уже после того, как отучился. У нас же все заканчивают, что получится, и работают тоже, как получится. В Швеции очень следят за тем, чтобы выбор был осознанный, никем не навязанный, чтобы человек учился и работал в выбранной профессии.

- Спасибо большое за Ваше мнение и за то, что поделились мнением шведов. Потому что японцы, по-моему, считают, что каждые 10 лет желательно менять профессию, иногда даже кардинально.

- Через 7-10 лет человек достигает профессионализма в своём деле, можно уйти в смежную сферу деятельности, либо изменить кардинально, всё зависит от человека.

- Как Вы считаете, насколько развитие гибких навыков в школьном возрасте позволит развить самостоятельность и целеустремленность в юношеском и более зрелом возрасте?

- Честно говоря, я не отвечу на этот вопрос, потому что для этого надо проводить специальное психологическое исследование.

- А как, по Вашему мнению, можно в условиях школы мотивировать активность учащихся?

- Я не могу говорить от себя, потому что сама не работаю в школе, я могу рассказать про результаты исследования "Мониторинг и оценка общего среднего образования Беларуси 2020". В принципе, надо менять подход в общении с детьми. Авторитарный стиль общения необходимо сменить на уважение и доверие к ученикам. Создавать для них условия, чтобы действовали максимально самостоятельно, в том числе предлагалось использовать 6-й школьный день для проявления инициативы детей – самостоятельно устраивать школьные мероприятия, делать запросы на желаемые посещения (например, сходить в кинотеатр). Таким образом, им даётся пространство для активности. Например, тот же школьный парламент. Можно дать детям возможность приходить в определённое время, собираться в специально выделенном помещении, должно быть чётко определено, как, где, когда, к кому обращаться, чтобы провести определённое мероприятие. Хороший пример: в одной из белорусских школ стояла коробочка с вопросами и предложениями, и раз в месяц собиралась администрация с учителями и учениками для того, чтобы рассмотреть и обсудить эти вопросы и предложения. В решение вопросов школы таким образом вовлекались и дети.

- Валерия, можете ли Вы назвать несколько Ваших достижений?

- На самом деле у меня их много, но самые последние – это teenjob.by, … для подростков, наш мониторинг школьного образования. По сути, раньше именно такого ещё не было. Проводилось очень много круглых столов, обсуждений, после которых оставалось много несистематизированной информации. Также я организовала стажировку по социальной журналистике для 30 подростков в рамках проекта, и они брали интервью, писали статьи на тему образования в Беларуси, и мы сделали открытый блог для подростков teenе-job.by. Там может сейчас любой подросток стать автором полезных статей на разные темы. Есть 3 обучения журналистике. Мы записывали вебинары, наш курс – общение с преподавателями, менторами, его можно пройти и начать писать. 

- Опишите свой рабочий день, есть ли у Вас чёткий режим?

- У меня нет режима. Не могу сказать, что я успешна в том, чтобы построить какой-то режим. У меня всё очень гибко, появляются разные задачи. Иногда нужно остаться дома за компьютером, иногда нужно съездить на встречу.

- Много ли у Вас свободного времени? Чем Вы обычно его занимаете?

- Нет, не много. Трачу его на отдых, на изучение чего-то нового, полезного, например, освоения новых инструментов для работы, углубленного изучения английского языка.

- Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать человек, который хочет начать своё дело?

- В первую очередь, это ответственность. Далее – hardworking (работоспособность). Нужно понимать, что ничего не даётся просто. Чтобы что-то сделать, кем-то стать – это всегда тяжёлый труд. Плюс лидерство, умение спланировать работу качественно, способность к делегированию. Умение контролировать, контроль очень важен именно в нашей культуре.

- Есть ли у Вас своё кредо, миссия?

- Наверное, я пока не готова поделиться этим.

- Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?

- Наверное тоже не могу. Меня характеризуют мои дела. 

- Было ли для Вас решение создать платформу www.teenjob.by сложным?

- Может, решение было лёгким, но понятно, что деятельность она предполагает различную степень сложности. Создание чего-то нового – это всегда нелёгкий труд. Я это делала, потому что мне хотелось, у меня уже был опыт разработки проектов, я знала, что это будет сложно, как всегда. Но я всё равно видела в этом свою ценность для мира, я видела, что идея откликается и подросткам, и взрослым людям. Понятно, что пока нет благоприятных условий для активного развития, т.к. это социальный проект. Но со временем, когда всё наладится, это станет более интересным. 

- Где и как Вы находите группы или просто молодёжь для исследований?

- В нашем случае, мы сделали площадку, на которой остальные люди, организации, инициативы смогут находить молодёжь, которая может быть заинтересована поучаствовать в каком-то волонтёрстве, стажировке, мероприятии. Наша задача – сделать такое место, где можно общаться с подростками, молодёжью. А я изначально ходила в свою школу, в колледж, затем ребята сами начали рассказывать друг другу о проекте, а также информация передавалась через учителей. Мы делали проект по журналистике для подростков, рассказывали про стажировку. Не могу сказать, что есть большой выход на подростков, но как-то потихонечку узнают, что есть такая площадка. О нас также писали на tut.by (https://news.tut.by/society/683215.html). 

- В каком возрасте подростки при проявлении инициативы могут к вам присоединиться?

- С 14 лет. Главное, чтобы была инициатива подростка, потому что у нас никто никем не руководит, не раздаёт задачи. Если есть инициатива, то вы можете прийти и что-то делать, потому что есть уже определённые связи, ресурсы, т.е. есть возможности. Но заставлять кого-то что-то делать здесь точно никто не будет, поэтому реально те, кто приходят только для того, чтобы просто прийти, они точно так же и уходят. Это свойственно не только нашей инициативе, но и любым. Это свойственно не только детям, но и взрослым.

- Возможно, у Вас есть наиболее эффективные приемы, секреты, способы деятельности?

- Нет. Можно найти и прочитать мысли людей, которые многого добились, либо тех, которые совершили много ошибок. Я сама читаю полезные статьи и книги, применяю то, что мне нравится и подходит.

- Каких авторов Вы можете посоветовать? Кого читаете?

- Я – специалист по управлению проектами и если смотреть в этой сфере, то мне очень нравится книга Джеффа Сазерленда «Scrum. Революционный метод управления проектами». У него очень хорошо написано: и как работать над проектами, и как взаимодействовать с людьми. 

Также можно периодически читать статьи на Forbs о разных людях, о том, как они строят график управления своим делом, бизнесом.

- Если бы Вас попросили сформулировать Ваше отношение к жизни, профессиональной деятельности, друзьям в нескольких словах, как бы это звучало?

- Достаточно одного слова – оптимизм. Чем меньше слов, тем шире понятие. Я ко всему отношусь положительно. 

- О чем Вы мечтаете?

- О мире во всём мире.

- Что Вы хотели бы пожелать участникам проекта YES!?

- Найти им то, что приносит удовольствие, и научиться зарабатывать на этом деньги.

Фото из личного архива Валерии.