В 2005 году Генеральная Ассамблея ООН выразила глубокую обеспокоенность ростом количества детей с расстройствами аутического спектра (РАС) и провозгласила 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма.
В Беларуси 2 апреля массово отмечается 5 лет. Традиционно к этому дню приурочен целый ряд мероприятий — круглых столов, дискуссий, семинаров.
На протяжении многих поколений общество смотрело на аутистов как на инопланетн, да и сегодня аутизм все еще остается не до конца познанным феноменом. Чем же аутист отличается от обычного человека и что стоит за этим отличием?
Как и прежде, аутизм считают неким загадочным заболеванием, механизм которого до сих пор мало понятен. Аутисты живут в собственном мире, практически полностью закрытом для посторонних. Картина расстройства характеризуется неспособностью больного построить взаимоотношения с окружающим его миром, а некоторые аутисты отгораживаются от него полностью.
Ребенка с физическими ограничениями в большинстве случаев можно отличить и распознать при рождении. В случае с аутичным ребенком все обстоит иначе- сначала складывается впечатление, что ребенок здоров, и никакие обследования не выявляют необычность его поведения. Чаще всего только материнское сердце чувствует, что с ее ребенком что-то не в порядке, что он ведет себя иначе, чем она ожидала.
Когда родители получают от специалистов подтверждение диагноза, они не могут в полной мере осознать, что находятся в начале очень долгого пути с множеством препятствий и тупиков, неудач и компромиссов.
Но на этом пути есть также место надеждам, успехам и радостям. И здесь большую роль играет информированность и подготовленность родителей, особенно их желание знать и понимать собственного ребенка.
У каждого человека есть собственный жизненный путь, и ширина этого пути у всех разная. Путь, открытый аутистам, имеет довольно узкую колею. Вследстве нарушений в работе центральной нервной системы у аутистов, по-видимому, отсутствует способность объединять чувственные впечатления в осознанное целое. Вместо упорядоченной информации в восприятии больного может возникнуть хаос, что проявляется в форме тяжелых нарушений поведения- как по отношению к окружающим (крики, приступы, агрессия), так и по отношению к самому себе (причинение боли, увечий). В итоге все это приводит к ритуальному, или повторяющемуся, поведению. Поэтому успех работы с ребенком- аутистом зависит от высокого профессионализма специалистов- врачей, учителей, воспитателей,- и от позитивного отношения к нему тех, кто его окружает и за ним ухаживает