Интервью с Мартой Воронько, специалистом по социальной работе в Каритас Витебск.
- Меня зовут Марта. С апреля по октябрь 2020 года я была координатором проекта «Экстренная помощь во время пандемии», а с сентября 2020 и по сегодняшний день координирую проект «Ресурсный центр в городе Витебске».
- Чем занимается ваш Ресурсный центр?
- Наш Ресурсный центр занимается оказанием социальной помощи и социальных услуг всем уязвимым категориям населения, начиная от пенсионеров, в т.ч. пенсионеров с деменцией , людей с инвалидностью, многодетным семьям – т.е. всем, кому можем оказать помощь.
- А где вы находите таких людей? Люди обращаются к вам сами?
- Мы сотрудничаем с Территориальными центрами, а также постоянно пересматриваем свою базу данных для того, чтобы снова помогать людям, которые в неё внесены.
- Сколько человек получает помощь в рамках данного проекта?
- В связи с тем, что он начался только в сентябре и из-за пандемии проект пока не работает на полную мощь, у нас около 15 постоянных посетителей, которые приходят в центр дважды в неделю.
- А если проект запустить на полную силу?
- Тогда люди будут приходить сюда три раза в неделю, также планируется посещение нуждающихся на дому. У нас есть подопечные, которые страдают от болезни Альцгеймера, они нетранспортабельны и не могут приехать в центр самостоятельно. Поэтому, чтобы хоть немного разгрузить их родственников, мы приезжаем на полдня – на пару часов, т.к. соцработники – Кристина и Виктория – у нас обязаны быть полдня в офисе, а оставшуюся часть рабочего времени он выезжают на дом к подопечным. И вот уже с июня началась работа с людьми, которым надо адаптировать жилое помещение. Например, закупить противопролежневые матрацы, установить поручни, пожарные извещатели, потому что у нас был случай, когда мужчина с агрессивной формой болезни Альцгеймера поджёг свой дом. Сгорела половина строения. Мы оказываем помощь этому человеку продуктами, ведь у него 1-я группа инвалидности и он нетранспортабелен. Также планируем закупить для него памперсы и всё необходимое.
- Давай вернёмся немножечко назад, потому что ты говорила, что работаешь в Каритас чуть больше года. А как вообще начался твой путь в Каритас? Как ты узнала об этой организации? Чем для тебя был Каритас изначально, до того, как ты пришла сюда в качестве сотрудника?
- Моё знакомство с Каритас состоялось благодаря моему родному городу Лепелю. Ксёндз Андрей там долго был настоятелем, и, уже будучи директором Каритас Витебск, он создал у нас в Лепеле светлицу. И когда Зигрид (наш партнёр из Каритас Линц, Австрия) приезжала в Лепель для посещения светлицы ксёндз попросил меня, в прошлом учителя иностранных языков - немецкого и английского, - помочь с переводом, рассказать немножко о нашем городе, о светлице. Это было моим первым близким знакомством с Каритас. Потом уже в дальнейшем я переехала в Витебск и начала здесь работать. Наш директор рад тому, что сотрудники владеют иностранными языками. Он это очень ценит. А вообще ещё в детстве я в составе группы ездила на отдых в Польшу в рамках одного из проектов Каритас. Мы посещали Свидницэ. Наверное, мне тогда было лет 11-12. И это была моя первая встреча с Каритас.
- Марта, возможно, сразу после прихода сюда у тебя было одно представление о Каритас. С чем у тебя сначала ассоциировалась наша организация?
- Первая моя ассоциация – это, естественно, милосердие. Я смотрела на людей, которые оказывают помощь, на наших социальных работников, которые работают с инвалидами, и видела в их служении милосердие и мужество. Помню, как меня впечатлило то, как они работали с этими людьми. Для меня изначально это было непонятно, странно, страшно. Я не знала, как буду со всем этим работать… Когда впервые я зашла в «Бэтель», было необычно – я никогда раньше не видела в одном месте такое большое количество людей с инвалидностью... А потом я поняла специфику работы, и для меня это стало обыденным состоянием.
- Сейчас, спустя год работы здесь, что ты чувствуешь? Что изменилось? Как изменилось твоё понимание, ощущение Каритас?
- Сейчас, когда смотришь на это немного другими глазами, у тебя уже есть осознание того, что это твоя ежедневная работа, и что к этим людям, которым требуется помощь, ты относишься не с опаской, несмотря на их социальный статус, несмотря на то, во что они одеты, на то, какая у них степень инвалидности, ты уже к ним относишься, как к обычным людям, которые приходят за помощью.
- Сегодня Кристина в нашем с ней диалоге подчеркнула, что для неё идеальный Каритас – это Каритас Витебск. И я с этим соглашусь. Но, мне кажется, что у каждого человека в сознании есть образ реального и представление об идеальном, есть что-то, что хотелось бы добавить, реализовать до конца. Возможно, что-то включить, чтобы этот Каритас стал ещё лучше. Марта, а в твоём представлении, каким должен быть идеальный Каритас?
- В моём представлении идеальный Каритас, если с точки зрения более функционального момента, это Каритас с идеальной юридической структурой. У нас часто возникают споры по поводу составления того или иного договора. И очень хочется быть юридически покованной. Что касается всего остального, я считаю, что идеально было бы после окончания пандемии установить коннект с другими подразделениями Каритас для того, чтобы познакомиться со всеми намного ближе. Это необходимо для того, чтобы мы могли легко приходить на помощь друг другу, если это понадобится. Чтобы мы знали друг друга лично.
- Каким набором определённых личностных качеств, характеристик, по-твоему, должен обладать человек, который приходит на работу в Каритас?
- Прежде всего, это стойкость характера. Потому что здесь можно увидеть многое. И бывают такие стрессовые ситуации, когда нужно быстро найти выход и не паниковать. Второе, очень важное, - это знание иностранного языка. Когда я, например, не в качестве переводчика, а в качестве координатора могу вести переговоры и понимать всю суть, это намного проще. А ещё это милосердие, это любовь к людям. Если ты не будешь любить людей, у тебя не будет желания им помогать.
- Что за этот год изменилось в тебе?
- Наверное я стала сильнее характером. В самом начале у меня были страхи относительно того, что я буду здесь делать. Для меня было ужасом общение с нетрезвыми людьми, с бывшими заключёнными, а сейчас я на это смотрю проще, чувствую, что у меня появилась такая черта характера как сила.
- Я хочу пожелать, чтобы люди были добрее друг к другу, чтобы они слышали друг друга. И если кто-то нуждается в помощи, обязательно оказать её, пойти навстречу. Ведь никто не знает, когда помощь понадобится конкретно ему.